Как правильно считать подъёмы на макете?

Как правильно считать подъёмы на макетах? Можно ли превысить процент, указанный в нормах NEM?

Согласно нормам NEM уклон полотна не должен превышать 4%. То есть на каждый метр рельсового пути можно делать подъём не более чем на 4 см. Нормы, разумеется не абсолютный закон, это рекомендации. Многое зависит от типа подвижного состава, эксплуатируемого на макете, его мощности, веса, состояния  колесных пар.
Практика показывает, что в типоразмере H0 подъем на 5 см на метр длины путей «берут» большинство современных локомотивов с составом из 3-4 вагонов.
Лучше всего имитировать планируемый подъем, подкладывая подручный материал под рельсы, и проверить на нём реальные локомотивы. Не забывая, впрочем о том, что даже если ваш подвижной состав берет достаточно крутые подъемы, ваша коллекция может пополниться более капризными локомотивами.

Позволим также процитировать ответ представителя компании «Сантимир» в теме про подъёмы на макете форума Моделльдепо:


«Поделюсь нашей практикой. На уклонах до 4% (4 см на 1 м) у нас никогда ни с какими локомотивами и поездами проблем не было - ни в H0, ни в TT. Но в 4-х случаях, когда уклон в 5% (круче мы никогда не делали) приходился на радиус, проблемы появлялись примерно у 25% поездов, набранных нашими клиентами из соображений их личных предпочтений. В первую очередь это были локомотивы без резинок, либо паровозы, у которых "гребет" один тендер. Во вторую - просто недостаточно тяжелые локомотивы, среди которых опять же большая часть - паровозы. Частично проблему решило индивидуальное утяжеление методом свинцовых отливок, но некоторые локомотивы нам так и не удалось заставить затянуть на радиусные 5% горки 5-6 пассажирских или 7-8 грузовых вагонов. Пришлось либо уговорить клиентов поставить их на полку, либо пустить сдвоенной тягой.
Отсюда несколько выводов:


1) Если позволяет место - не превышайте рекомендуемые нормами уклоны. Таким образом Вы сохраните себе свободу в выборе подвижного состава.

2) Чем круче уклон и меньше радиус - тем меньше локомотивов и с меньшим количеством вагонов смогут на него забраться.

3) Тем не менее, какой бы ни был уклон (и радиус), теоретически Вы все-таки сможете подобрать локомотив, который будет по нему ездить»


 


Защитный код
Обновить