Аналог или цифра

Что такое аналоговое управление

Принцип организации модельного движения при аналоговом управлении прост: трансформатор уменьшает электрическое напряжение с 220 вольт до 16 вольт, пульт управления (как правило, совмещенный с трансформатором) изменяет напряжение от 0 до 16 вольт. Напряжение подается на рельсы, а с рельс через колесные пары на двигатель локомотива. При увеличении напряжения локомотив начинает движение, увеличивая скорость одновременно с увеличением подаваемого напряжения. При выкручивании ручки пульта управления в обратную сторону (или нажатии кнопки переключения на пульте) меняется полярность тока, и локомотив движется в обратную сторону. Именно так работали знакомые нам с детства ГДР-овские Piko, различаясь только типами трансформаторов. Для организации сложных систем движения на аналоговом макете необходимы хотя бы начальные знания электротехники. Правда, при наличии таких знаний и времени на разработку и реализацию системы управления движением, самым затратным элементом в аналоговой системе управления будет собственно трансформатор.

pulty

Аналоговые пульты управления (трансформаторы) фирм Piko, Roco и Mehano


Что такое цифровое управление

Система цифрового управления позволяет организовывать более сложные схемы управления движением на макете, обладая при этом минимальными навыками в электротехнике. К примеру, пустить два поезда навстречу друг другу вы можете без физической изоляции блок-участков и прикручивания дополнительных модулей. Причём, двигаться эти поезда могут с разной скоростью. Освоение системы цифрового управления движением модельной железной дороги, в сущности, требует лишь внимательного чтения инструкции, которые производители, как правило, составляют довольно толково. Что немаловажно для «нерукастых», пайка при работе по наладке системы цифрового управления, как правило, не нужна.

Системы цифрового управления принципиально делятся на группы по используемому протоколу управления. Основные протоколы управления DCC, Marklin/motorola (mfx), Selectrix и FMZ. Есть и другие форматы, но шансы с ними столкнуться случайно приближены к нулю. В нашей стране самое массовое распространение получил протокол DCC, в Европе еще популярен Marklin/motorola. Крупнейшие производители систем цифрового управления, например RocoLenz, ESU, используют именно протокол управления DCC. Разные протоколы между собой несовместимы: если цифровая система Selectrix, а декодер в локомотиве установлен FMZ, то они друг друга "не поймут". Однако, уже давно выпускают как многопротокольные декодеры, которые могут работать с разными цифровыми системами (ESU Loksound например), и многопрокотольные станции, умеющие передавать команды разных протоколов.

Основными компонентами системы цифрового управления DCC являются командная станция с пультом управления, усилитель (бустер) и декодер команд.  На рельсовый путь усилитель подает кодированный цифровой сигнал, который одновременно является источником тока для локомотивного двигателя. Внешне подключение к рельсам выглядит также, как и в аналоговой системе – двумя проводами. Но «цифра» сочетает в себе систему электропитания и цифровую сеть. Пульт управления позволяет выбирать по уникальному номеру конкретный декодер устройства и указывать команду для передачи. Команда в виде цифрового сигнала транслируется на рельсовый путь, с считывается декодером, которому она была адресована. То есть, если в «аналоге» для старта локомотива нужно было увеличить подачу тока определенной полярности на рельсы, то в «цифре» локомотивный декодер получает команду начать движение в определенном направлении, а напряжение на рельсы хоть и подается для электропитания двигателя, но никак не регулируется. Цифровая система, в зависимости от сложности пульта управления, позволяет управлять не только локомотивным движением, но и освещением подвижного состава, подачей звуковых сигналов, дымогенераторами у паровозов, переключением стрелок, светофорами, и многими другими элементами макета.

dccpulty

Стартовые системы цифрового управления: Fleischmann Profy-Boss (не производится, заменена на Fleischmann Multimaus), Roco Multimaus и Piko Basic-set Digital (не производится)

Что выбрать

Выбор очевиден только при одном условии: уверенность в том, что стартовый набор покупается на пару «покатушек» и связанное с этим нежелание переплачивать. В этом случае, без лишних раздумий стоит брать набор на аналоговом управлении. Во всех других случаях выбрать труднее. Если с ГДР-овских времен у вас осталось много локомотивов на ходу, конечно тоже проще начать с аналогового управления. Хотя, при большом желании можно установить декодер и в старое Piko. В любом случае, с системы аналогового управления можно всегда перейти на цифровую, равно как и наоборот. Обычно на всех современных локомотивах предусмотрен разъем под цифровой декодер. Также многие цифровые декодеры умеют ездить в аналоговой системе. Правда, аналоговый локомотив нельзя использовать на рельсах, питаемых по цифровой схеме.

Все больше моделистов склоняются к тому, что начинать нужно только с «цифры». Мотивируя это не только тем, что цифровое управление интереснее, а в том, что в дальнейшем будет проще реализовывать более сложные задачи. И это совершенно справедливо. Аппетит в железнодорожном моделизме приходит во время еды, а цифровые системы дают больше возможностей при меньших затратах времени и сил. Хотя эти самые меньшие затраты сил, при больших затратах средств и не устраивают консервативных поклонников аналоговых систем. Есть и компромиссная позиция: цифровое управление движением на макете, и аналоговое управление аксессуарами (стрелками, светофорами, освещением и т.п.).

Стоит учесть, что преимущества цифрового управления не сводятся только к торможению с имитацией инерции, движению поездов навстречу друг другу и постоянно горящему свету. Управление дымогенератором, открывание дверей, автоматическое расцепление, звуковые сигналы, сдвигающиеся крыши, а также все то, что еще придумают в будущем, рассчитано на управление под «цифрой».

ecosesu

Командная станция цифрового управления ECoS от компании ESU